Кубинский балет как национальное достояние

09.05.2018

Тот, кому посчастливилось лично лицезреть кубинский балет, скажет, что это великолепное и гармоничное сочетание техники и души, чего нет, к примеру, в европейском балете, где отточена только техника, или русском, где присутствует одна душа.

Разжигание любви к балету

Первое выступление балета на Кубе осуществилось благодаря театру «Сирко», который в 1800 г. навестил Гавану в рамках своих гастролей. Через 3 года открывается первый кубинский театр «Колисео», заложивший основу для любви к этому искусству, которая вспыхнула с новой силой в начале прошлого века. На кубинцев повлияло выступление Анны Павловой, которая неоднократно посещала остров Свободы со своей балетной труппой.

Первые кубинские композиторы, написавшие национальные балеты, начали появляться в 20-х гг. Это Гарсия Катурла и его «Эль Белорио», Рольдан со своей «Ребамбарамбой» и т. д. Но самое знаменательное событие произошло в 1930 г., когда в Гаване балетмейстер Николай Яворский открывает первую специализированную школу.

Икона кубинского балета

Яворский был первым учителем потом знаменитой на всю Кубу и даже известной в России Алисии Алонсо. Дебют юной балерины пришёлся на 1938 г. В 40-е балерина возвращается на Кубу и начинает работу над созданием национального балета, открыв свою школу без малейшей помощи и поддержки. На протяжении практически 10 лет, Алиссия самостоятельно развивает балетное искусство, пока ей на помощь не пришла кубинская революция в 1959 г.

К счастью, революционеры приняли мудрое решение относительно зачатков русского искусства на Кубе — замещение борьбы всецелой поддержкой. Именно в этот период школа Алонсо приобрела официальный статус государственного Национального балета Кубы. К слову, на тот момент Алисия была уже в почтенном возрасте, тем не менее, танцевать и учить она не перестала даже в возрасте 65 лет. В результате её упорной работы кубинская школа быстро стала знаменитой на весь мир. К слову, дело Алонсо продолжила её дочь Лаура, также открывшая свою школу.

Талант против неопытности

Лаура Алонсо владеет своей школой, которая числится на государственном бюджете. То есть, обучение в ней абсолютно бесплатное. Девушка решилась на открытие своей школы после понимания простой истины — в Национальную школу балета не могут попасть талантливые, но неопытные подростки. На сегодняшний день в ProDanza занимается более 40 учеников. Примечательно, что среди обучающихся очень много носителей русских имён и фамилий. У одних оказались русские родители, других же так назвали по причине любви к прославленным танцорам. Сами же классы, а их два, называются классами Рудольфа Нуриева и Вацлава Нижинского.

Самой популярной постановкой на Кубе является балет «Дон Кихот» в кубинской версии, написанный Людвигом Минкусом. Именно на этого композитора Алиссия некогда возлагала большие надежды при создании Национального балета.